Автор: Минкина Т. А.
Материалы международной научно-практической конференции «Уральская горная школа — регионам.»
В Советском Союзе при административно-командной системе управления не было необходимости взимать плату за изучение и использование недр. Все природные ресурсы принадлежали государству, поэтому ими директивно распоряжалось руководство страны.
О ценности природных ресурсов и их платности стало возможным говорить только при появлении рыночной экономики в России. В 1992-1995 годах были приняты ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование недропользования. В результате V разделом Федерального Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года был введен механизм платности в отношении минеральных ресурсов. Согласно этому документу, платежи за право геологического изучения недр должны взиматься в виде регулярных платежей в течение всего периода разведки. Их размер устанавливался процентом от сметной стоимости геологоразведочных работ. Конкретная величина платежей находилась в пределах 1-2 % сметной (договорной) стоимости поисковых и поисково-оценочных работ и 3-5 % годовой сметной стоимости разведочных работ.
Уровень индивидуальной ставки определяли следующие факторы: вид полезного ископаемого, значимость месторождения, являющегося объектом геологического изучения и оценка экологической ситуации территории, в пределах которой выделяется объект для геологического изучения. Все платежи за право на геологическое изучение недр (поиск и разведка) поступали в бюджет городов и районов, на территории которых осуществлялось пользование недрами. 8 августа 2001 года была изменена редакция раздела V «Платежи при пользовании недрами» Закона РФ «О недрах». С вступлением в силу данных поправок с 1 января 2002 года платежи за право проведения поисковых и разведочных работ взимаются в форме регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Величина регулярных платежей зависит от: экономико-географических условий, размеров участков недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, геологической изученности территории и степени риска.
Размеры ставок регулярных платежей за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых устанавливаются за один квадратный километр площади участка недр, из которых исключаются территории открытых месторождений. Согласно законодательству, сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. Они уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. Сумма указанных платежей направляется в федеральный бюджет.
Анализ последней редакции раздела V Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года позволил выявить несколько недостатков:
— при централизации ресурсных налогов произошло исключение местных органов власти из состава прямых получателей. Все платежи направляются в федеральный бюджет.
— из методики расчета регулярных платежей за право проведения разведочных работ исключен фактор влияния на работу экологической ситуации в регионе, хотя обычно геологический отвод занимает достаточно большие площади и экономическая ситуация в его пределах может существенно меняться.
Таким образом, на взгляд автора, методика определения величины регулярных платежей за право проведения поисковых и разведочных работ требует дополнения и развития.