Регулирование отношений, возникающих в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Российской Федерации, а так же отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих предприятий осуществляется Законом Российской Федерации «О недрах», утвержденным Верховным Советом РФ в феврале 1992 г., а так же другими документами, разработанными и утвержденными в соответствии с указанным законом. В частности, органы государственной власти краев, областей, автономных образований, районов издают акты по регулированию недропользования в пределах полномочий, определенных этим Законом.
Законом определены: пользование недрами; рациональное их использование и охрана; государственное регулирование отношений недропользования; плата при пользовании недрами; ответственность за нарушения Закона о недрах.
Недра на право добычи полезных ископаемых в соответствии с лицензией предоставляются в виде горного отвода. В Законе указывается, что «Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации».
В пользование недра предоставляются для геологического изучения – на срок до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых – на срок до 20 лет. Сроки пользования могут быть продлены по инициативе пользователя недр.
Недра в пользования предоставляются специальным разрешением в виде лицензий. Лицензия является основным документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах. Законом «О недрах» определены порядок предоставления лицензий, система и организационное обеспечение государственной системы лицензирования. Более полно система лицензирования изложена в «Положении о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации в июле 1992 г. В этом положении изложены: государственная система лицензирования пользования недрами; порядок определения участков недр, предоставляемых в пользование; порядок получения соответствующих земельных участков; система платежей при
пользовании недрами; виды лицензий, срок их действия и содержание лицензий и другие вопросы лицензирования пользования недрами.
Основанием для получения лицензии на пользование недрами является наличие запасов, прошедших государственную экспертизу в территориальной комиссии по запасам (ТКЗ). После передачи месторождения в разработку (по акту) пользователь недр приступает к проектированию. Для оформления горного отвода подается заявка главе администрации с приложением плана месторождения, выписки из протокола ТКЗ, сведения о том, кто разработал и утвердил проект разработки, краткая пояснительная записка о запасах. Все эти документы вместе с решением главы администрации составляют горноотводный акт. Решение главы администрации дополняется указанием координат (границ) отвода на плане и скрепляется подписью главы администрации и печатью (на плане). Горный отвод в соответствии с лицензией может быть оформлен на все месторождение в целом или по частям.
После оформления горного отвода пользователь недр обращается к главе администрации с заявкой о выделении земельного отвода с приложением следующих документов: выкопировки из плана месторождения в масштабе 1:1000 с выделением запрашиваемого участка; документа о согласии землепользователя (совхоза, лесхоза и т.д.) на земельный отвод; документы о согласовании земельного отвода с СЭС, комитетом по охране природы, комитетом по земельной реформе. При положительных заключениях глава администрации принимает решение о выделении земельного отвода. Отдел землеустройства после этого выносит в натуру границы земельного отвода.
В соответствии с Законом «О недрах» основные требования рационального использования и охраны недр предусматривают: полноту их геологического изучения и комплексного использования; обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых из недр и оставляемых в недрах запасов при разработки месторождений; предотвращения загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
В целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождения полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Основными задачами государственного регулирования отношений недропользования являются: определение объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и перспективу как по России в целом, так и по отдельным регионам; обеспечение развития минерально-сырьевой базы страны; введение платежей за пользование недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья. Законом «О недрах» определено государственное управление отношениями недропользования.
Государственный контроль за рациональным использованием недр и их охраной возложен на органы государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и другими контрольными органами.
Основными видами платежей при пользовании недрами являются: платежи за право на пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за выдачу лицензий.
Все решения и постановления местных органов по вопросам охраны и рационального использования недр не должны входить в противоречие с Законом Российской Федерации «О недрах».