Океаны пока остаются сравнительно незатронутыми добычей полезных ископаемых, но это может скоро измениться.

Международному органу по морскому дну (ISA) поручено защищать самые глубокие моря в мире. Однако в настоящее время этот орган выдает все большее число разрешений на разведку как исследовательским институтам, так и частным компаниям.

Горняки ищут металлические конкреции, подобные этой. Автор: Джеймс Сент-Джон в соответствии с CC-BY-2.0.

Большинство усилий горных компаний направлены на зону Кларион-Клиппертон в южной части Тихого океана, где полиметаллические конкреции часто содержат ценные редкоземельные минералы и стали привлекательной перспективой для горнодобытчиков.

Тем временем такие организации, как Всемирный фонд охраны природы (WWF) и несколько крупных транснациональных корпораций, призывают ввести мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых. Они считают, что существует недостаточное правовое регулирование новых процессов добычи полезных ископаемых, необходимых для их извлечения со дна океана, и опасаются растущих рисков для экологии. Поскольку ISA оказалась в центре этих противоречивых интересов, будущее глубоководной добычи полезных ископаемых остается неопределенным.

Сессии МОМД

В целом, ISA довольно быстро выдало лицензии на разведку недр зоны Кларион-Клиппертон, но изменило курс на своей последней сессии. Состоявшаяся в начале августа встреча завершилась тем, что, по словам WWF, является явным изменением тона по сравнению с обычным ведением дел.

“На этой неделе вместо [обычной точки зрения] мы услышали возросшие призывы к мерам предосторожности и замедлению стремительного освоения океана“, — говорит представитель WWF, намекая на позитивное отношение глобального фонда природы к новой позиции. Но WWF говорит, что встреча все еще оставила открытыми дебаты о том, является ли ”правило двух лет” подходящим стандартом для принятия таких важных решений, как вопрос о том, начинать ли глубоководную добычу и каким образом её вести.
Правило направлено на то, чтобы побудить ISA быстро разработать законодательство по разведке и добыче полезных ископаемых для сектора, где сложность окружающей среды и уникальные процессы, необходимые для добычи полезных ископаемых, означают относительное отсутствие специального законодательства по сравнению с другими секторами горнодобывающей промышленности. Правило предусматривает, что, если его попросят, ISA должно разработать правила такой добычи в течение двух лет, и что, если правила не будут доработаны вовремя, заявка на добычу полезных ископаемых будет оцениваться в соответствии с любыми временными правилами, которые просто обсуждались до этого.

Впервые это положение было введено в действие в июне 2021 года Республикой Науру от имени финансируемой государством компании Nauru Ocean Resources. Однако WWF отмечает, что несколько стран высказались о правовой неопределенности, связанной с двухлетним сроком, и предостерегли от поспешного создания правовой базы, которая имеет первостепенное значение.

Чили, например, предложила 15-летнюю паузу — гораздо более длительный период, в течение которого МОМД не может утверждать планы эксплуатации. Это дало бы время для развития необходимых научных знаний. Прямо сейчас технологии по глубоководной добыче носят скорее теоретический характер и находятся в зачаточном состоянии.

Межсекторальный мораторий на глубоководную добычу полезных ископаемых

Всемирный фонд дикой природы решительно поддерживает страны, которые пошли еще дальше в деле защиты морских глубин. Палау и Фиджи, к которым присоединилось Самоа, создали альянс государств, призывающий к глобальному мораторию в июне 2022 года на Конференции ООН по океану. С тех пор к нему присоединились Федеративные Штаты Микронезии. Кроме того, Samsung, Volvo и Google присоединились к мораторию WWF на глубоководную добычу полезных ископаемых. Существует и другой вынужденный мораторий, введенный Международным союзом охраны природы.

“Корпоративная поддержка моратория на глубоководную добычу полезных ископаемых на морском дне посылает однозначный сигнал горнодобывающим компаниям и потенциальным инвесторам о том, что эти продукты являются рискованными и потенциально непригодными для инвестиций”, — говорит Джессика Баттл, старший эксперт по глобальному управлению океаном и политике WWF.

Этот факт также сообщает заинтересованным правительствам о том, что компании хотят иметь регулирующую среду, которая, по сути, защищает нашу окружающую среду. Компаниям нужна социальная лицензия для работы; они хотят, чтобы их считали добросовестными пользователями ресурсов, а это несовместимо с глубоководной добычей полезных ископаемых.

Баттл сказала, что голоса бизнеса в пользу моратория растут, поскольку несколько крупных групп, специализирующихся на электротранспорте, и другие компании также подписали обязательство, а крупные банки озвучили политику или другие заявления о том, чтобы не инвестировать в глубоководную добычу полезных ископаемых на морском дне.

“Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде опубликовала документ, отговаривающий инвесторов от глубоководной добычи полезных ископаемых на морском дне. В нем говорится, что финансирование глубоководной добычи полезных ископаемых никоим образом не может соответствовать принципам финансирования устойчивой зеленой экономики или быть совместимым с духом и намерениями устойчивой экономики”, — добавляет она.

Споры о глубоководной добыче полезных ископаемых

Официальная позиция WWF заключается в том, что ISA необходимо прислушаться к этим призывам о мерах предосторожности и вместо того, чтобы сосредоточиться на разработке месторождений. Международному органу по морскому дну, прежде всего, необходимо обеспечить эффективную защиту морских глубин, одного из важнейших поглотителей углерода на Земле.

По словам WWF, для этого потребуется процесс реформирования в основе ISA, включая обеспечение наличия прозрачной структуры управления, в которой наука является основой для принятия решений. “Нынешний подход ISA не подходит”, — уточняет Баттл.

Похоже, что «правило двух лет», введенное Науру, интерпретируется как мандат на разработку и доработку правил, несмотря на огромные неопределенности и риски.

Но несколько государств-членов на заседании Ассамблеи [ISA] оспорили это, указав, что «правило» не требует, чтобы совет принимал правила эксплуатации в конце двухлетнего периода. Правило также не требует, чтобы совет автоматически утверждал план работы.

Скорее, это положение говорит о том, чтобы совет приложил все усилия для завершения разработки правил в установленные сроки. Если эта работа останется незавершенной к двухлетнему сроку, если правила не обеспечат эффективную защиту морской среды, совет не обязан их принимать.

Ответ ISA: “Это решать членам МОМД”

“Основным директивным органом ISA является Ассамблея, в которую входят все 167 государств-членов и Европейский союз”, — объясняет Стефани Нено, специалист по коммуникациям ISA.

“Поэтому государства-члены должны коллективно принять решение о моратории. На сегодняшний день ни одно из государств — членов ISA никогда не выступало с подобным предложением в органах ISA.”

Нено говорит, что миссия ISA заключается в защите глубоководного морского дна. Она включает в себя распространение научных знаний посредством научных исследований, которые включают подробные экологические обследования и оценки. Введение моратория привело бы к прекращению этой разведочной деятельности, ограничению сбора данных и нанесло бы ущерб глобальному прогрессу в изучении и понимании сложных экосистем глубоководных районов морского дна.

“Для достижения цели создания будущей экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии и технологиях, будет крайне важно найти новые источники надежных, чистых и правильно, с точки зрения этики, добытых полезных ископаемых”, — продолжила она.

Но крайне важно, чтобы любая потенциальная деятельность человека на морском дне осуществлялась наиболее устойчивым образом, в соответствии с надежными экологическими стандартами. И это миссия ISA: защищать глубокое морское дно, продвигая науку и предотвращая любую нерегулируемую деятельность в морской среде. В настоящее время мы разрабатываем правила, которые будут способствовать тому, чтобы любая деятельность по добычи ресурсов была устойчивой и шла на благо человечества в целом.

Она также отмечает, что ISA принимает все необходимые меры в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) для обеспечения эффективной защиты морской среды, включая морское биоразнообразие, от вредных последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности человека.

ISA также разработало Региональный план управления окружающей средой (REMP) в зоне Кларион-Клиппертон в 2012 году и пересмотрело его в 2021 году. Это инструмент территориального управления, включающий 13 областей, представляющих особый экологический интерес, где добыча полезных ископаемых проводиться не будет. ISA находится в процессе разработки REMP в других областях, где были выданы контракты на разведку.

Каково будущее глубоководной добычи полезных ископаемых

Нено говорит, что во время своей 27-й сессии, состоявшейся в период с июля по август этого года, орган продвинулся в переговорах по проекту правил эксплуатации минеральных ресурсов в рамках четырех созданных им рабочих групп.

Эти группы сосредоточились на ряде тем, включая финансовую модель и механизм оплаты за глубоководную добычу полезных ископаемых; защиту и сохранение морской среды; инспекцию, соблюдение и правоприменение, а также институциональные вопросы.

Отвечая на вопрос, является ли глубоководная добыча коммерчески жизнеспособной или может ли она когда-нибудь составить устойчивую конкуренцию наземным шахтам, Нено сказал, что ISA не может дать однозначный ответ.

Но очевидно, что такие вопросы никуда не денутся, равно как и перенос внимания горняков на океане. На данный момент ISA находится в незавидном положении, когда приходится балансировать между разведкой в интересах науки, добычей полезных ископаемых в интересах получения прибыли и защитой в интересах окружающей среды.


Использованы материалы:
https://wwf.panda.org/wwf_news/?3600966/IUCN-Congress-votes-for-a-global-moratorium-on-deep-seabed-mining
https://www.unepfi.org/blue-finance/the-principles/
https://www.mining-technology.com/analysis/deep-sea-mining-legislation-seabed-authority/